Skip to content

Школьные страхи и как их преодолеть Печать
Психология - Школьники
Автор: Тагиева Ирина   

Школьные страхиСтрахи в детском возрасте считаются нормальным явлением. Они исчезают по мере взросления ребенка. Лишь чрезмерно сильные, неадекватные страхи  или очень частое их переживание,  способно негативно повлиять на психическое состояние ребенка. На фоне этого может развиваться «невроз страха». Этому способствуют как внутренние факторы (беспокойство, повышенная тревожность,  мнительность), так и внешние (чрезмерная  опека или ее нехватка, завышенные требования родителей,  неграмотное психологическое воздействие).



Самым негативным для ребенка является школьный страх.
Он влияет на успешность, на формирование характера, на развитие полноценной личности.

Детей, страдающих школьными неврозами, можно поделить на несколько групп.

К первой группе относятся те ученики, у которых есть выраженные отклонения в поведении. У них плохая успеваемость, завышенная  самооценка,  присутствует привычка фантазировать. Учитель относит таких детей  к педагогически запущенным, а порой и к умственно-отсталым.
  
Школьные неврозыДалее идут дети с хорошим поведением на уроках, но из-за эмоциональных стрессов или перегрузок, поведение  может резко меняться.  Им свойственны депрессии, апатии, плохое настроение  или  отказ от учебы. Ребенок становится грубым, противоречивым в общении или полностью от него отказывается.  У некоторых может проявляться синдром аутизма:  теряется контакт с реальностью, пропадает интерес к окружающим, ученик полностью уходит в собственные переживания. 

Различные признаки  школьных страхов могут быть также  и у детей с хорошей успеваемостью и поведением. Они  проявляются в следующих моментах:  ребенок боится работать  у доски, у него дрожат  руки при устных  ответах, речь его тихая, иногда наблюдается  плаксивость, самооценка, как правило, занижена, плохо воспринимает критику. Такие ученики в полной мере  могут раскрыть свои знания только в  индивидуальной работе. Также представителям этой группы присущи навязчивые и беспричинные страхи: боязнь ошибиться, быть наказанным, не оправдать надежды родителей или учителя. Это может привести к ухудшению здоровья: головные боли,  тошнота, повышение температуры перед  уходом в школу.

Рассмотрим некоторые причины, вызывающие состояние школьного страха:

  • изменение привычного образа жизни, социального статуса, ограничение свободы перемещения  при  поступлении в школу. Ребенок попадает  в большой и новый коллектив, в котором не сразу может  найти  себе друга. Особенно сильное проявление школьного страха может быть у тех детей, которые не посещали детский сад. Они не приучены к общению, умению находить общие интересы и  быть в коллективе.
  • практически для всех детей  мнение родителей играет важную роль в формировании их самооценки. Зная  требования  отца или матери, которые не всегда соответствуют  возможностям  ребенка, ученик начинает бояться быть в их глазах неуспешным. При неудачах  самооценка его падает, так как он не сумел доказать родителям свою значимость, и  в ребенке зарождается страх  быть нелюбимым.


Могут ли  родители  помочь ребенку  преодолеть школьные  страхи?

Да, конечно, родители могут сделать многое для своего ребенка. В первую очередь они должны стремиться к созданию эмоционально - благополучной среды  для школьника и не забывать следующие аспекты:

  • Школьник боится в воспитании обязаны  принимать участие оба родителя. Не совсем верно то, что отец должен уделять внимание только сыну. Отец может научить стойкости, выносливости, смелости. А  эти качества нужны не только мальчишкам. Девочки, чувствуя поддержку и внимание папы, ведут себя более уверенно, целеустремленно, а  мальчишки, подражая отцу, проявляют свои мужские качества. Поэтому оба родителя  должны быть достойным примером в поведении  для своих детей.
  • родители должны проявлять уважение к ребенку и к его интересам
  • пытаться понять причину трудностей, переживаний, проводить  беседы, давать советы и наставления. Понимая ребенка, родители быстрее  найдут способ помочь ему.
  • необходимо любить и ценить младшего школьника, независимо от его  успехов и достижений.  Никогда не сравнивать с другими ребятами. Ведь важно воспитать в нем человека, а не закомплексованную  личность. Родители должны помнить о том, что от их оценки и отношения к ребенку, зависит  его дальнейшее общение со сверстниками. 
  • не нужно требовать большего, чем может сделать ученик. Похвала и одобрение придадут ему уверенности в своих силах. Даже если не за что хвалить - просто поддержите его.  
  • не стоит наказывать ребенка из-за проблем в школе, лишая возможности заниматься любимым  делом. Этим вы вызовите только негативное отношение к учебе и озлобление по отношению к вам.
  • родителям  также необходимо следить и  за своим эмоциональным и психическим состоянием.  У недовольных и раздраженных родителей ребенок не может быть счастливым.
  • преодолевать  состояние страха  можно с помощью различных сюжетно-ролевых  игр, рисованием с последующим анализом, бесед  на темы пугающих  вещей и событий. 


Добиться наилучших результатов в преодолении школьных страхов, возможно  лишь в  том случае, если в семье будет царить понимание, забота и любовь к своему ребенку, а мать и отец  в равной степени будут участвовать в процессе воспитания.

 

Блоги на Я папе

Инна  →  Городские детские лагеря в Москве!

30.03.2016 12:04 0 0

 Дорогие родители и дети!Как вы знаете в прошлом г...

Бутявка  →  Иногда СтихО-2

06.03.2015 06:50 0 0

Топик от 08.12.10г загажен спамами. Ничего более р...

Бутявка  →  Сволочимз. Пляски на костях.

09.02.2015 15:44 0 0

Не о политике.О сволочизме.Должен же быть какой-то...

Бутявка  →  Почти премия Дарвина. Профессиональные кретинизмы. Мои

09.02.2015 14:43 0 0

Итак, то ли маразм, то ли усталость, но факт есть ...

Бутявка  →  Замена

26.01.2015 14:40 0 0

КОгда учителя по той или иной причине нет, тогда н...

Ваша точка зрения

Как часто Вы с ребенком посещаете рестораны быстрого питания?
 

Фотогалерея сайта

Фотоконкурсы
i-father-autumn-2012-11.jpg

Наверх